2009-08-21

ArchLinux, KDE 4 и другие перевороты

На днях ко мне подкрался каверзный вопрос: "Почему я не пользуюсь настольным ПК?" - и я стал думать, как его задействовать. Естественно, этот компьютер не пустует, там крутится аж две ОС: Windows и Ubuntu 9.04. Первая отдана на растерзание домочадцам, а вторую я запускаю по праздникам очень редко. Всё время практически использую ноутбук. Ближе к теме, решил я распрощаться с засохшей от редкого использования "убунты" и соорудить на месте оной полигон (в хорошем смысле). Выбор на роль подрядчика полигона пал на недавно выпущенный релиз ArchLinux 2009.08. Во-первых, люди хвалят арч за скорость, а на моём сравнительно стареньком Athlon'е реакция не помешает. Во-вторых, он славится постоянными обновлениями софта в репозиториях, мне нравится стратегия "bleeding edge". В-третьих, это не первое знакомство с элегантным дистрибутивом. В своё время ставил "на посмотреть" и в принципе остался доволен, но два обстоятельства разлучили нас на год... В виду отсутствия анлима я пользовался локальным репозиторием Ubuntu; Arch ударил бы не только "по бездорожью и разгильдяйству", но и по узкому студенческому карману. Другое обстоятельство нервологически-железное — меня дико раздражал писк ноутбука. Решение в ту пору не подвернулось.

Сейчас слагаемые успеха буквально том же кармане: анлим, поднятый на маршрутизаторе; желание увидеть собственными глазами KDE 4 и стойкая установка на победу. Начиналось, как водится, с похода за образами на официальный сайт. Выбор пал на Netinstall USB для архитектуры i686. Тут меня ждало короткое разочарование. Как не пытался загрузиться с флэшки, указывая USB-HDD в bios, всё равно попадал в grub с африканскими мотивами. Удача ждала за поворотом поискового запроса. Узнал про менеджер загрузки PLoP, записал его на старушку-дискету и приступил к инсталляции.

archlinux, kde installing

С момента последнего знакомства установщик ArchLinux похорошел: по завершении определенного этапа-ступени он любезно перемещал указатель меню на следующую ступень, то есть по-отечески наставлял на путь истинный. Следы Ubuntu в виде корневого раздела reiserfs и одомашенного ext3 были переформатированы в модный нынче ext4. За финальным reboot'ом последовала команда:

pacman -S kde

Мне предложили скачать более шестисот мегабайт пакетов и пакетиков. Согласился. Раскомментировал позже вход в kdm и взялся за изучение предмета.
Что понравилось в визуальном плане:
- загрузка окружения неплохо анимирована. Эффект выравнивания резкости по-круче, чем в F-Spot.
- главное меню имеет чёткую границу, поэтому курсором не надо елозить по всему экрану.
- операции перемещания/копирования отображаются в виде заданий, спрятанных в системном лотке. Независимость от файл-менеджера (упрёк в сторону Nautilus).
- затухающие подписи в панели задач, оригинальное решение.
Одна из самых заметных новинок KDE 4 — плазмоиды, по сути своей виджеты для рабочего стола. Первый раз с маленькими информаторами я столкнулся в детище Google. Gadgets называется, если не путаю. Тогда моё понимание сводилось к схеме "красиво, но бесполезно". Примерно таким же оно и осталось, стереотип жив. Единственный виджет, который я признаю, это великий и ужасный conky.
Ниже краткие впечатления о некоторых приложениях KDE.

Amarok
Дело привычки, понимаете. Вид пресного Rhythmbox за время использования стал родным и близким. Амарок встретил устрашающей готикой, столько текста на единицу площади я давно не наблюдал. Как выяснилось, музыкант не жалует GStreamer. Музыка зазвучала только после установки плагинов xine. Ну да ладно, можно ведь свернуть главное окно и забыть про look'n'feel, что я и предпринял.

Amarok style

Мелодии искрились, переливались, а готика осталась за кадром. В общем, на амарок вряд ли когда-нибудь пересяду. Призыв разработчиков: "Посмотрите на музыку по-другому", — наверное слишком революционен. Я предпочитаю слушать, а не смотреть.

Digikam
Колосс фотохранения и обработки. Обилие функций подразумевает субъективный минус: простые операции делаются в несколько кликов (поворот снимка, к примеру). Зато огромные возможности импорта/экспорта, геопривязка и прочие радости.

Kopete
Нормальный IM клиент, по-моему. И даже к гигантизму быстро привыкаешь. Только gtalk удалось не сразу открыть — были проблемы с SSL. Решилось установкой необходимого пакета:
pacman -S qca-ossl


Наверняка, мимолётное знакомство оставило не вполне объективную картину, тем более составлял её пользователь среды GNOME. Стоит отдать должное разработчикам, среда работает стабильно. В обсуждениях часто попадались отзывы, что четвёртая ветка KDE недостаточно допилена. Думаю, это в прошлом. А Вы как считаете?

22 комментариев: ответить

21.08.2009, 08:34   Oleg комментирует...

Не знаю. Я как-то всегда не плохо относился к КДЕ, одно время даже сидел на нем, еще во времена freebsd у меня на десктопе. Но выход КДЕ4 меня подкосил и отбил всякую любовь к этому DE. Все эти плазмоиды и прочее конечно красиво, но ИМХО совершенно не функционально и не удобно. :( Причем это оказалось не удобно не только мне, но и жене, пришлось ее переводить на гнома.
Нет, я конечно же использую kde-шные проги! В частности kdenlive, до недавнего времени amarok, digikam не очень часто... Но саму DE - уже нет, причем "нет" очень категоричное.
К стати об амароке: был снесен недавно, после того, как объявили, что не будет поддерживаться 1-ая версия и пора переходить на 2-ку. Двойка оказалась полным ужасом. :( Все хорошее и нужное, что там было, было либо удалено, либо переделано до состояния "это юзать невозможно", а все что добавлено - это совершенно не юзабельные "красявости".
В общем у меня нет слов куда катится КДЕ. :( А жаль, очень жаль...

21.08.2009, 08:43   Анонимный комментирует...

> Мне предложили скачать более шестисот мегабайт пакетов и пакетиков. Согласился.
Зря. Лучше бы поставил kdemod. Выбираешь то, что тебе нужно, вместо того, чтобы ставить всё подряд. ;)
> простые операции делаются в несколько кликов (поворот снимка, к примеру)
Повернуть снимок одним нажатием можно в gwenview ;)
> Думаю, это в прошлом. А Вы как считаете?
Думаю, ещё с версии 4.1 это в прошлом. А с версии 4.2 в прошлом ещё и тормознутость. :)

P.S. А мне arch не понравился. Слишком уж нестабильный, слишком новые версии пакетов появляются, порой ещё не опробованные. Особенно дело касается дров и xorg. Ядро, напротив, слишком медленно почему-то новое появляется.

21.08.2009, 08:44   Анонимный комментирует...

> Все эти плазмоиды и прочее конечно красиво, но ИМХО совершенно не функционально и не удобно. :( Причем это оказалось не удобно не только мне, но и жене, пришлось ее переводить на гнома.
Я не понимаю, разве кто-то заставляет всем этим добром пользоваться? Особенно удивляет фраза "пришлось переводить на гнома". Ну, можно поставить буквально одну панель и на неё пару плазмоидов нацепить и пользоваться. Отличия от KDE3 будут минимальные. А работать (на новом железе, разумеется) будет быстрее.

21.08.2009, 08:49   Sergey Pavlov комментирует...

Ну а скорость-то? Скорость-то как?? По сравнению с убунтой =)

21.08.2009, 08:51   Oleg комментирует...

Flaming пишет...
Я не понимаю, разве кто-то заставляет всем этим добром пользоваться? Особенно удивляет фраза "пришлось переводить на гнома". Ну, можно поставить буквально одну панель и на неё пару плазмоидов нацепить и пользоваться. Отличия от KDE3 будут минимальные. А работать (на новом железе, разумеется) будет быстрее.

А я разве призываю вас не пользоваться КДЕ? Я высказал свое мнение всего лишь. Только если Вас такие минимальные отличия устраивают, то мою жену - бесят, а мне просто не нравятся. Вот и все.
По поводу "быстрее" - я бы не сказал, что оно быстрее работает. Может быть быстрее старого КДЕ, но не быстрее гнома. Но это субъективное наблюдение, ни каких объективных тестов я не делал. В инете же таких обсуждений предостаточно, так что пожалуйста не надо ТУТ раздувать холивар. ;)

21.08.2009, 09:21   Дмитрий комментирует...

Добрый день!

Я недавно ставил себе на Арче kde.
Красиво, вроде даже удобно, пользоваться можно.
Единственное, на моем Athlon 64 6000+ и видеокартой Ati Radeon HD4850 среда тормозила - окошки при перетаскивании с выключенными эффектами оставляли белы следы, с включенными - сворачивались и меняли размер с задержкой в секунды три. По слухам в интернете, это баг драйверов ATI.

Но видеокарту менять не собираюсь, поэтому пришлось вернуться на родной Gnome.

21.08.2009, 09:53   voland комментирует...

Честно говоря, после прочтения не одной страницы стенаний на различных форумах по поводу новой KDE интерес к её установке уменьшается в геометрической прогрессии.

21.08.2009, 09:59   drakulavich комментирует...

@Olly Cat
В 4-ой ветке серьёзный акцент на украшательство. "Настраиваемость", которую так хвалили в предыдущих версиях, здесь слабо заметна.

@Flaming
Про kdemod не знал, спасибо. Я могу перечислить ещё несколько программ, переворачивающих снимок в один клик. Но это будут скорее "смотрелки", а не каталогизаторы.
Иногда обновления в арче выходят боком. Насколько я знаю, чинятся тоже быстро :) У меня пока проблем не было. Ядро 2.6.30, куда уж свежее?

@Qiwichupa
Боюсь, что получится некорректное сравнение. Там был гном, другие фс. Хотя с уверенностью скажу, что при одинаковых условиях отзывчивость арча выше.

@Дмитрий
Драйверы ATI - это что-то зыбкое. У меня там, к счастью, карточка от NVIDIA. После установки проприетарных драйверов compositing заработал отменно. Никаких задержек не наблюдается.

@voland
В команде OpenSUSE придерживаются другого мнения :-)

21.08.2009, 10:08   Анонимный комментирует...

> Ядро 2.6.30, куда уж свежее?
Ну, оно не вчера вышло. ;) И уже почти везде есть.
А как только появилось, прошло некоторое время после появления в arch...

21.08.2009, 10:16   EvilFaeton комментирует...

Ах, "моя прееелесть"... Это я про Арч. :) Очень мне нравится его pacman (yaourt) и настройка всего через rc.conf ну и постоянный up-to-date. Насчет стабильности, если сидеть в stable версии никаких проблем не возникает, за год по крайней мере не было.

Про KDE - ставил я 4-ку, прикольно конечно, но реигия долго пользоваться не позволила, да и привычка дело такое.
Так что затаив дыхание ждем gnome 3, надеюсь переход с 2.28 на 3.0 будет менее болезненым, чем у kde c 3.5 на 4.0.

21.08.2009, 11:44   Анонимный комментирует...

ничего не могу сказать про кеды, давно уже не пробовал... несколько раз пытался заюзать на рабочей машинке и каждый раз на следующий день сносил... или пробовал только на виртуальной машине... может просто отвык уже от монстров? типа кед и гнома...

не знаю...
а вот арч - мое мнение, лучший дистр... по крайней мере из всех тех, что я уже успел опробовать в работе... ;)

21.08.2009, 11:55   Анонимный комментирует...

Видимо, вы не пробовали Gentoo :)

21.08.2009, 12:37   Oleg комментирует...

Flaming пишет...

Видимо, вы не пробовали Gentoo :)

Дженту - уважаю. Сам на ней сидел несколько лет. Перешел на нее с freebsd. Но это дистр для молодых и горячишь, любящих эксперименты. ;) Но с возрастом это проходит: хочется что бы скачала, поставила и не ждать полной сборки. Лень. :)

21.08.2009, 12:43   Анонимный комментирует...

Я не комплексую по этому поводу, хоть и процессор у меня не самый быстрый, я на ночь оставляю. :)

21.08.2009, 13:21   Анонимный комментирует...

Я больше года его использовал. Это, наверное, самый живучий когда-либо у меня дистрибутив Linux. Минусов там масса и все они будут вылазить по мере использования. Тактика свежего софта часто оборачивается смешными ошибками в пакетах. Причем часто даже в базовых. Раньше считалось получить при обновлении ядро которое давало Kernel Panic делом обычным. Ну а как иначе, если время тестирования пакетов ничтожно мало? Поэтому стабильностью всегда придется жертвовать. Кстати, во времена Arch Linux я как раз таки сидел на KDE. Правда тогда была еще тройка. Что касается четвертой ветки KDE, то тут ничего однозначного сказать не могу. Когда оно вышло я был в ужасе. Недавно наблюдал на этим чудом визуально и тоже как-то не вставило. Везде как-то по-мелкому что-то глючит и это раздражает. Внешний вид очень ляпистый. В общем я бы и сейчас не рискнул ставить эту среду. GTK2 софт меня больше впечатлил еще в те далекие времена когда я пользовался Openbox. Да и на Arch больше выбор мой никогда не упадет. Сейчас, когда ковыряться и залеплевать дырки стало уже не так интересно, начал выбирать стабильные дистрибутивы с хорошей поддержкой и большим комьюнити. Это как правило Ubuntu и OpenSUSE (SLES, SLED, etc). На VPS у меня Debian. Но там всего так по-минимуму что полноценного мнения и не выскажешь. Вобщем-то это все что я хотел сказать.

23.08.2009, 12:34   drakulavich комментирует...

@EvilFaeton
Мне тоже не терпится посмотреть на третий GNOME.
yaourt - конфетка :-)

@Juev
Одного у арча точно не отнять, прогрессивности и чёткого следования идеи KISS :-)

@Snupt
Я всё жду, когда GTK+ программы с clutter'ом интегрируют. Должно получиться живенько и симпатично.
Дырки есть везде, конечно. В силу специфика арча с ними приходится сталкиваться чаще, быть "на острие" нелегко.

Спасибо всем комментаторам! Давненько не было такой пачки отзывов. Так держать! ;-)

23.08.2009, 12:43   Анонимный комментирует...

а gnome в арче установить нельзя?

23.08.2009, 13:02   drakulavich комментирует...

Можно установить всё, что угодно. Я поставил KDE ради интереса и спортивного любопытства, так сказать.

08.09.2009, 12:01   Maxim G. Ivanov комментирует...

После знакомства с Ubuntu, годового использования Debian Etch я поэкспериментировал с Gentoo. На моей слабой машине кеды собирались день и ночь, но я ощутил реальную прибавку в скорости - в дебиане и убунте кеды еле шевелились. Когда же мне надоело компилить, я услышал про ArchLinux. Судя по отзывам, производительности можно было ожидать примерно такой же. На деле так и оказалось. Зато не надо было ждать сборки всего и вся. Pacman и AUR - это очень здорово!

Но вот проблемы со стабильностью стали спустя полгода подняпрягать - то одно отвалится, то другое. Это неизбежно, конечно же, поскольку bleeding edge, дело даже не в багах ведь, а просто в том, что где-то конфиг поменяли например. История закончилась тем, что спустя год у меня после обновления в очередной раз слетели иксы, отказалась работать мышь, сломалась раскладка, а Debian Lenny стал стабильным :)

Вот если бы один раз поставить и ничего не обновлять... Но не получится тогда из AUR проги собрать - обязательно что-нибудь самое новое надо для сборки.

13.09.2009, 21:29   drakulavich комментирует...

@Maxim G. Ivanov
> Это неизбежно, конечно же, поскольку bleeding edge, дело даже не в багах ведь, а просто в том, что где-то конфиг поменяли например.

Всё верно. Арч вынуждает держать "ушки на макушке", быть готовым к каким-то вмешательствам. Поэтому, я считаю, что ему место на desktop'ах активных пользователей, которым этот самый bleeding edge и нужен.

24.10.2009, 22:17   Анонимный комментирует...

Ставил недавно Archlinux и KDE 4.3.2-дистрибутив понравился,было с чем сравнивать,до этого ставил Kubuntu 9.10 beta и это же KDE.Первое,что понравилось-возможность ставить только самое нужное,второе-скорость и по сравнению с kubuntu,работала стабильно.Ступил пару раз на грабли "кривые руки" и возвратился обратно временно на kubuntu-надо лучше изучить wiki.Все-таки это дистрибутив действительно для опытных.Еще хотелось бы сказать,что linux я стал лучше понимать,так как установка Арча заставила "курить" мануалы.

24.10.2009, 23:21   drakulavich комментирует...

> установка Арча заставила "курить" мануалы
Это можно причислить к плюсам, когда человек действительно хочет разобраться в деталях, тонкой настройке и устройстве системы в целом. Ubuntu в этом плане жутко запутанный.

Отправить комментарий