2010-06-26

Мужчина без в/о или Python на страже творчества

Высшее образование принято ругать или, выражаясь мягче, критиковать, чем я сейчас без разрешения и собираюсь заняться. Нет, хаять всю систему и в мыслях не было, хочется рассказать о некоторых шероховатостях, так мешающих студентам. Для решения задачи необходим инструмент, всё понятно, но почему бы не оставить право выбора студенту? Мне непонятно, как ухудшаться числовые результаты, если я не буду использовать Mathcad. Везде, где только можно, выбирают проприетарные продукты, к ним же пишутся методички, строго описывающие процесс нажатий кнопок и элементов меню. Зачем нам принцип работы, когда есть превосходные алгоритмы действий? Мало того, методички страдают хроническими болезнями в виде огромного числа опечаток, ошибок и неточностей. Мне ли вам рассказывать, что даже электронные версии этих методичек никак не исправляются и годами накапливают матерные упоминания в свой адрес.

Mean Mode by widdowquinn, on Flickr
Creative Commons Attribution-Noncommercial-Share Alike 2.0 Generic License  by  widdowquinn

Каким-то чудом никто не додумался написать методичку с алгоритмами решения задач по матстатистике в Excel'е. Именно эту программу рекомендовали для обработки данных. Так как чёткой привязки к ПО не было, решил в кои-то веки внести творчество в обучение. Захотелось обработать выборки случайных чисел с помощью Python.
Процесс оказался увлекательным и плодотворным. Самое удивительное, отсутствие знаний питона не особо задержало сроки выполнения. Конечно, полученные скрипты, а точнее код внутри, не представляют художественной ценности, тем не менее со своей задачей они справились "на ура". Весьма кстати пришлась библиотека Matplotlib. Глянув несколько примеров, сам принялся за визуализацию результатов (диаграммы, графики). А теперь, собственно, ссылка, ради которой весь пост писался.
Всячески рекомендую курс викиверситета под названием "Программирование и научные вычисления на языке Python". Благодаря представленным материалам, удалось оперативно справиться с возникшими вопросами и благополучно забыть про теорию вероятности :-)
Цель этого курса — научиться писать программы, решающие научные задачи. Язык программирования Python обладает ясным и понятным синтаксисом, и потому легко учится и хорошо подходит для введения в программирование. Это позволит нам не отвлекаться от решаемой задачи на особенности языка и их объяснение, позволит естественным образом последовательно вводить новые инструменты.

P. S. Созрел вопрос к читателям, владеющим Ruby/RoR. Как, по-вашему мнению, наиболее эффективно начать знакомство с Ruby? Книги само собой, я имею ввиду open source проекты, код которых позволит быстрее разобраться, и тому подобные вещи. Расскажите о своём опыте. Благодарю.

6 комментариев: ответить

05.07.2010, 10:53   Von комментирует...

Напомнило мне случай, когда в институте на эконометрике меня учили пользоваться StatSoft Statistica, а все задания я успешно выполнял в Gretl.

05.07.2010, 10:55   OllyCat комментирует...

Да, на счет выбора инструментов - это точно. :( Помню в свое время нас заставляли писать именно на вижуал C и только под винду. Я тогда до давил на курсовой препода, что бы он позволил мне компилить чем хочу (gcc) и писать под линукс. Правда расплатой за это было: "Тогда принесешь свой комп со своей системой и будешь на нем показывать все!" :) Ничего, отмахался. :)

P.S. А еще твои новые комменты не принимают чего-то мой openid из blogspot :(((

05.07.2010, 10:57   Sergey Klimov комментирует...

А вы вспомните когда писали эти методички и кто их писал?
1. Писали их очень давно году так в 1996-97
2. Автору методички даже на момент написания было много лет, а сейчас еще больше.
3. Свои деньги за написание методички автор уже получил.
В общем нет у автора никакой мотивации к исправлению своего труда, возможно когда-то и отражавшего объективную реальность.
Вопрос с выбором инструмента еще более сложный, лежит своими корнями как правило в низкой компьютерной грамотности писавшего методичку. Встречал преподавателей которые знали только один способ расчета редуктора и именно его требовали использовать при расчете курсового...
З.Ы. работал в ВУЗе c 2005 по 2008 год.
З.З.Ы. а OpenID и правда почему-то не принимается.

05.07.2010, 10:59   drakulavich комментирует...

@Sergey Klimov
1. К счастью, они не такие старые. Начиная с 2004 и далее.
2. Не соглашусь, есть и молодые авторы, которым нужны публикации для получения степеней и тому подобных регалий.
3. Верно, деньги за работу получил — гуляй, Вася. Но тут решений много приходит на ум. Главная проблема, ошибки устраивают преподов.

05.07.2010, 11:00   drakulavich комментирует...

Снёс disqus, баги с openid надоели.

05.07.2010, 11:10   virens комментирует...

Так как я не могу отправить комменты через этот твой дискасс, пишу почтой.

1. Про В\О: "Для решения задачи необходим инструмент, всё понятно, но почему бы не оставить право выбора студенту?"
Это проблема россиянского образования. В той же Австралии, где я сейчас работаю в университете, за выбор другого инструмента тебя никто не поргуает. Лишь бы результат был. В РФ вообще инициатива не приветствуется, но я не буду об этом.

2. Про методички. Чтоб ты знал: в россиянии за это денег не платят. Типичная зарплата аспиранта (если он на гранте что-то делает) около 6000 руб. Стипендия 1800. Написание методичек не приветствуется (!), так как много бюрократических препонов. Ещё вопросы будут?

3. Про решения проблемы: ты не описал задачу, дополни пост этим (что, собственно, ты решал?). Питон хорош, и если он тебе нравится, можешь глянуть на Sage - этот попытка слить Октаву, Максиму и бог знает что ещё в одно приложение. Синтаксис питонистый, но есть подозрение, что это не для интенсивных вычислений (не симуляции, не обработка изображений, ничего большого\быстрого).
Если тебе вдруг потребуется что-то быстро моделировать (near RealTime), типа распространения света в турбулентной среде, глянь на Yorick - он очень быстр, правда минималистичен.

P.S> Но Карфаген должен быть разрушен (дискас глючен) :-)

Отправить комментарий