2009-06-22

Время велопрогулок

В Минске, да и в других городах популярность велосипедов растет с каждым годом. Давайте попробуем объяснить причину этой аномальной тенденции. Во-первых, велосипед позволяет вам сидеть, а значит привычная поза у компьютера остается нетронутой. Во-вторых, ничто так реально не педалит, как велосипед. С этим, думаю, все согласятся. В-третьих, двухколесный конь не требует экзотической категории прав для вождения или каких-то сверхнавыков, "порог вхождения" минимален. И это далеко не весь перечень. Надеюсь, мысленно вы со мной согласились - затронутая тема актуальна и нуждается в детальном рассмотрении. Я не буду касаться нравственных аспектов вождения велосипеда, каждый самостоятельно выбирает манеру езды. Предметом нашего разговора станет молодой и перспективный сервис для аккумулирования безопасных веломаршрутов.

BikeMe, он же bkme призван облегчить жизнь велосипедисту, предоставив на обозрение рауты пользователей и возможность создавать свои собственные. Теперь вы наглядно продемонстрируете подрастающему поколению, как человечки на двух колесах попадают из пункта A в пункт B, с какими трудностями встречаются на своем пути и где взять мужество для их преодоления. Подозреваю, что вам понравится отсутствие регистрации (вместо нее OpenID) и картографический сервис по умолчанию, роль которого мужественно исполняет OpenStreetMap. Места боевой славы обозначаются двумя способами: либо ручным рисованием посредством расстановки меток/фишек, либо с помощью загрузки GPS-трека. За неимением навигатора, был избран первый вариант. Так выглядит мой основной маршрут:


Правда, указать второстепенные параметры, как то промзоны с собаками, тротуарные и дорожные участки, я пока не удосужился. Зато успел побеседовать с разработчиком сервиса - Аркадием Чумаченко, который, к слову, оказался нашим человеком по части приверженности к Free Software и Open Source, а также согласился дать небольшое импровизированное интервью.


Традиционно первый вопрос будет касаться вас самих. Расскажите о себе, чем занимаетесь, повлияло ли творчество Корнея Чуковского на ваше становление в жизни? :-)
Сам я по профессии программист, по образованию - не совсем, но тоже компьютерщик. В студенчестве баловался веб-сайтами, потом немного занимался разработкой игр в CREAT studios, а после Криата захотел свободы, поверил в свои силы и ушел на веб-фриланс, часто больше похожий на дауншифтинг. На велосипед сел в 12 лет, на что, видимо, повлиял не Чуковский и "ехали медведи на велосипеде", а Меркьюри с его "I like to ride my bicycle" :)

bkme имеет четкую социальную направленность и явно создавался "для себя и людей". Когда вы решили воплотить свой замысел и какие цели преследовали при проектировании?
Давно была мысль сделать что-то свое, и необязательно ради денег. А весной друг, заядлый "катун", рассказал, как ездил почти через весь город по удобному тротуару на набережной, а еще чуть позже я вспомнил, как этому же другу показывал "секретный" маршрут через переход под железнодорожными путями - тут и родилась идея дать другим возможность поделиться такими вот неофициальными велодорожками. Буквально за ночь (не спалось чего-то) сделал прототип, понравилось, двинулся дальше. Хотя тут термины "проектирование" и "цели" не очень применимы. Я сам человек не очень общительный, в вело-тусовке не вращаюсь, и собирать серьезную команду для работы над проектом на чистом энтузиазме мне как-то не очень хочется, так что проект пока идет just for fun.

Изначально сервис отображал маршруты на фоне карт Google. С чем связан переход на OpenStreetMap и какие преимущества OSM дарит пользователям?
Все банально - в OSM есть карты многих городов, которых нет в Google/Yandex (не обязательно мелкие - Минск и Краснодар, например), а карты Москвы или Питера гораздо более актуальные. Я был удивлен, но факт - на Google Maps нет открытых с полгода назад развязок, а в OSM - пожалуйста. Более свежих ориентиров я просто не вспомнил :) Плюс, библиотека OpenLayers умеет переключаться между разными провайдерами карт, в том числе и Google. Собственно, я уже подключил гугловские карты и спутниковые фото, но пока не починил для них перемещение по карте.

Часто ли приходилось сталкиваться с проблемами технического характера? Назовите наиболее яркие скачки в эволюции ресурса.
Главной проблемой стало падение базы данных 1 июня. Пропало почти 200 маршрутов, почти сразу резко уменьшилась посещаемость... В общем, неприятно. Если же брать чисто разработку... я в основном занимаюсь серверным программированием, так что много времени и сил отнял javascript, особенно переход на OpenLayers - она очень мощная и навороченная. Из скачков могу отметить опять же скорее организационные моменты - посты о сервисе на Интернетных Штучках и Сайтах Дня у Рамблера. Причем, если Рамблер брал интервью, и я о посте знал заранее, то пост в ИШ был полнейшей неожиданностью - я увидел свое же "лого" в ленте Google Reader и почти расстроился, что кто-то уже использовал эту иконку, а только потом заметил скриншот своего сайта :) Конечно, после этого желание сделать что-то реально крутое совсем оформилось и окрепло :)

OpenID, OSM, Django - проект буквально зиждется на открытых технологиях. Как, по-вашему, справляется выбранный "каркас" со своими обязанностями? Если бы вы начали создавать bkme сейчас, изменилась бы его начальная концепция и используемые инструменты?
Инструменты бы точно менять не стал - Django неоднократно показал себя с лучшей стороны на многих веб-проектах, где я принимал участие (взять хотя бы bobrdobr.ru - до его нагруженности bkme если и дорастет, то очень нескоро). Концепцию... тоже, наверное. Может быть, больше бы уделял внимания всяким социальным штучкам и просто демонстрации маршрутов (а-ля gpsies.com, но с велосипедными прибамбасами). Хотя, с другой стороны, есть идеи по созданию совсем крутой автоматической прокладки маршрута, но для этого нужна солидная база этих самых маршрутов.

Настоящее проекта мы можем лицезреть. Что ждет велосипедистов, использующих браузер, завтра, то бишь в недалеком будущем?
Есть идея сделать единый location-based портал для велосипедистов (и, наверное, немножко роллеров:). С поиском готового маршрута, удобной публикацией своего, организацией покатушек (да, уже есть katushk.in, но у меня пользователи несколько раз уже просили эту фичу:)), библиотекой интересных точек маршрутов (достопримечательностей, веломагазинов и мастерских, biker-friendly заведений и просто красивых мест для отдыха). Возможно - со службой помощи велосипедистам, у автомобилистов есть, а чем мы хуже? :) Недавно вот люди с velo-gorod.ru предложили проводить игры по ориентированию (аналог Бегущего Города, не столь масштабные, зато довольно часто) - не уверен, что у меня на это сейчас хватит пороху, но в перспективе - почему бы и нет? :)
А вообще, сервису пока всего 2 месяца, а идей уже море - надеюсь, что регулярно будут появляться и реализовываться новые.

От себя хочу пожелать проекту роста и процветания. А читателям предлагаю чаще отвлекаться от компьютеров и следовать здоровому образу жизни, энергично раскручивая педали ;-)

7 комментариев: ответить

23.06.2009, 8:15   Uma Barzy комментирует...

Правильно!Для больших городов велосипед - незаменимая вещь.А тем, кому небезразличен здоровый образ жизни - тем паче.У нас в Тель-Авиве часть молодёжи на велосипедах, другая часть - на скутерах.Нормально!..

23.06.2009, 19:28   malcolm комментирует...

Велосипед это клёво:) Было бы у нас лето подольше и потеплее - обязательно купил бы... но его нет, к сожалению.

23.06.2009, 20:43   Dr.AKULAvich комментирует...

2Uma Barzy
В южных городах можно круглый год колесить. Это здорово.

2malcolm
Да, с климатом у вас туговато. Лыжи и коньки, наверное, самая распространенная атрибутика :-)

24.06.2009, 13:58   Анонимный комментирует...

Приветствую призыв "отрываться от компьютеров и следовать здоровому образу жизни, энергично раскручивая педали ;-)" -золотые слова!!!! Если на этот призыв откликнуться хоть небольшое колличество заядлых компьютерщиков и продвинут не только заявленный проект но и укрепят своё бренное тельце - будет здорово! В здоровом тельце - здоровые блоги:) Все на покатушки!!!!

24.06.2009, 22:05   Leolik комментирует...

Да велосипеды руля! Я на работу уже второй год только на велике и езжу (зима не в счет :) ) Удобно и, главное, полезно.

13.07.2009, 16:14   Кутя комментирует...

А у нас или большие Джипы, или Оки активизировались.

10.08.2009, 22:57   gurmaniya@ya.ru комментирует...

Хорошая идея.Не понимаю почему так не сделали до сих пор сильные мира сего!
Конечно хорошо ввести здоровый образ жизни. Только здесь еще проблема есть! Знаете сколько велосипедистов попадает под колеса автомобилей? И почему?
По той простой причине, что ездят по дорогам общего пользования. Во многих странах мира для этих целей существуют велосипедные дорожки. Эта проблема актуальна для нашей страны. А вот ее вообще ни кто решать не хочет.

Отправить комментарий