2011-03-30

Алексей Яковенко о DeaDBeeF, юникоде и планах

Участились случаи появления в интернете записей типа «DeaDBeeF — наше всё». С анонимусами не поспоришь. Надобно самому правду-матушку отыскать. А у кого ж секреты выведать, как не у отца-родоначальника? Усаживайтесь поудобнее и читайте беседу с Алексеем Яковенко, тем самым автором.

Расскажите немного о себе. Чем вы занимаетесь? Каким образом ваши дороги пересеклись с движением open source?
Мне 31, родом из Украины, в данный момент проживаю в Копенгагене (Дания). Работаю в индустрии видеоигр программистом. С open source столкнулся впервые примерно в году эдак 98-ом, когда искал бесплатный компилятор C и нашёл gcc. После этого какое-то время пользовался cygwin, постепенно открывая для себе другие программы, такие как cvs и vim. Никаких серьёзных open source проектов до deadbeef я не делал, хотя в интернете можно найти и другие мои программы.

Магическое число 0xDEADBEEF помогает найти место падения программы при отладке. Поговорка «Как корабль назовешь, так он и поплывет» в вашем случае подтверждается или опровергается? Почему выбрали именно такое шестнадцатеричное название?
Ну, это не мне судить :) Надеюсь, что плывёт замечательно. Название выбрал достаточно спонтанно... хотелось что-то простое в произношении, смешное, запоминающееся и с намёком на foobar. Практически первое, что пришло в голову :)

У каждого проекта своя философия и свои цели, через призму которых рассматриваются поступающие предложения пользователей. Какие цели у DeaDBeeF, кроме обеспечения наилучшего звучания?
Основная цель — сделать достойную замену foobar2000 под линукс. Цели делать наилучшее звучание нет как таковой. Все плееры играют звук одинаково, с минимальными отличиями. Испортить звук можно только всякими dsp-плагинами (эквалайзеры, и т. п.).

Чаще всего слышу упоминания о DeaDBeeF в священных войнах, посвящённых кодировкам тегов. Одни считают, что юникод должен восторжествовать. Другие ждут от программы корректного отображения текста и не так категоричны. Кто прав? :-)
Каждый прав по своему, но так как я делаю плеер в том числе для себя — мне удобнее, чтобы кодировки определялись автоматически. Перекодировать вручную мне всегда лень. Ну и жене нравится. Она вообще понятия не имеет, что такое кодировка и что такое теги. Но mojibake в плейлисте ей точно не нравится.


Получается, некоторый процент меломанов мигрировал на Deadbeef из-за автоматического распределения кодировки. Можно ли сказать, что основная аудитория — жители xUSSR? Или заграничные ценители foobar тоже потихоньку присоединяются?
Если верить Google Analytics, xUSSR пользователей около 35%. IRC каналы это подтверждают :) Несмотря на то, что почти вся разработка ведётся русскими — в англоязычном irc-канале вдвое больше народу.

Если сравнивать проект на начальной стадии и сейчас, какие глобальные перемены в организации и управлении произошли? Ведь не секрет, что написанием кода дело не заканчивается.
Основное изменение — количество пользователей и, соответственно, баг-репортов. Есть несколько пользователей, которые постоянно в IRC, тестируют каждое новое изменение в git и сразу сообщают о багах. Они очень помогают и фактически являются частью команды.

Запросы пользователей чаще связаны с воспроизводимыми форматами или интерфейсом плеера? Как определяется приоритет для новых функций?
Чаще связаны с интерфейсом, чем с форматами. Приоритет зависит, насколько запрос пересекается с планами на следующий релиз. Иногда бывает, что запрос очень прост в реализации — я такие запросы делаю практически сразу.

Когда я поинтересовался на форуме Ubuntu, какие вопросы они хотели бы задать разработчику, некоторые спрашивали про скины как у Winamp, некоторые — про визуализацию. После этих вопросов другие форумчане возразили, что не хотят видеть, как Deadbeef превращается в комбайн. Как вы на это смотрите?
deadbeef не может быть комбайном. Каждая функция — это по сути плагин. Значит, всё ненужное легко отрезается. Можно сделать плагин, который предоставит GUI как у winamp с причитающимися скинами. Или плагин с визуализациями. Это никак не скажется на тех, кто эти самые плагины не будет устанавливать.

В начале года была выпущена версия DeaDBeeF для Android. С какими трудностями столкнулись при портировании? Как оцениваете платформу с точки зрения разработчика?
Главная трудность: пришлось осваивать Java и Eclipse. Это очень неудобно для меня — никогда раньше не сталкивался ни с тем, ни с другим... И не могу сказать, что мне понравилось. У Андроида очень неудобный GUI Toolkit, альтернативных пока нет. Создать простейшее окошко занимает много часов, для этого приходится писать xml вручную. В Eclipse. Ужас в общем. Платформу оцениваю как перспективную, но сейчас она очень сырая и ограниченная. Но не настолько, как WP7, к примеру. Вот iOS, на мой взгляд, намного лучше, чем Андроид с точки зрения разработчика. Но там свой менталитет — deadbeef там лишнее звено.

И по традиции, напоследок вопросы о планах. Можно ли обрисовать в общих чертах следующий релиз?
Планы — в начале апреля выпустить очередной большой релиз (0.5). В нём будет много вкусного: настраиваемый конвертер в любые форматы, настраиваемые цепочки dsp-плагинов, намного более гибкий API для разработчиков плагинов, mass-tagging, возможность поддерживать новые форматы плейлистов через плагины, поддержка многоканального вывода (5.1 и др), поддержка вывода в форматах int8, int24, int32, float32 (раньше было только int16), поддержка zip-архивов и множество других функций и багфиксов.

Спасибо за ответы. Успехов в задуманном!
Не за что, и вам спасибо за вопросы :)

21 комментариев: ответить

30.03.2011, 8:29   muhas комментирует...

> настраиваемый конвертер в любые форматы

здорово, вообще плагинная система в говядине годная. простой и удобный плеер... спасибо за интервью

30.03.2011, 9:47   Анонимный комментирует...

В 31 уже пора заняться делом и решать проблемы. Хватить писать велосипеды.

30.03.2011, 10:18   alltiptop комментирует...

Хороший велосипед, желательна поддержка projectM или иной визуализации, а возможно, своей.

30.03.2011, 10:52   Анонимный комментирует...

@Анонимный:
так он и занимается делом - делает игрушки за деньги.
А в написании "велосипедов" как хобби нет ничего плохого.

30.03.2011, 12:00   mcdebugger комментирует...

Отличный и годный плеер! Спасибо за то автору и всем, кто помогает его совершенствовать, а также просто мотивирует к совершенствованию :)
С момента первого знакомства является основным плеером в моей системе.
Успехов проекту!
Все заявленные в планах новой версии фичи очень радуют.

30.03.2011, 13:18   Анонимный комментирует...

Foobnix— наше всё :)

30.03.2011, 14:10   partyzan543 комментирует...

Довольно давно юзаю говядину. Особенно нравится то, что плеер минималистичен. Тот кто использовал комбобронетанк под названием меня поймут. Работает стабильно, быстро и собрать можно без ненужного хлама без плясок с бубном.

30.03.2011, 14:12   partyzan543 комментирует...

Под комбобронетанком я имел ввиду Amarok :)

30.03.2011, 14:33   fuwaneko комментирует...

Нормальный Android SDK надо качать, и не надо будет писать XML вручную. Одно окошко несколько часов, лол.

30.03.2011, 14:49   Yurij комментирует...

ЛОР как всегда доставляет http://www.linux.org.ru/news/multimedia/6084539

30.03.2011, 15:49   Анонимный комментирует...

Очень хороший плеер, Спасибо большое.

30.03.2011, 17:03   alltiptop комментирует...

Да, морды нормальной явно нет (ну не нравится мне эта), моих знаний не хватает, но думаю многие были бы благодарны за альтернативные интерфейсы.

30.03.2011, 21:51   Анонимный комментирует...

Плеер отличный, мне он нравится всем. благодарю автора за него.

30.03.2011, 22:13   Dzhus комментирует...

«Open Source» пишется раздельно.

31.03.2011, 0:28   Dr.AKULAvich комментирует...

@muhas
> спасибо за интервью
Всегда пожалуйста :-)

@Анонимный
Чувствуется лоровский размах и рассудительность.

@alltiptop
Видимо, критическая масса жаждущих визуализации пока не набралась :-)

@Анонимный
> А в написании "велосипедов" как хобби нет ничего плохого.
Дело говорите, поддерживаю :-)

@mcdebugger
> Все заявленные в планах новой версии фичи очень радуют.
Развивается семимильными шагами, в отличие от собратьев по цеху.

@Анонимный
> Foobnix — наше всё :)
Killer-фичи?

@partyzan543
> Под комбобронетанком я имел ввиду Amarok :)
Amarok и Rhythmbox — ягоды другого поля. Мне кажется, нельзя их сравнивать. Там другие цели у проектов.

@fuwaneko
Любая нормальность относительна ;-)

@Yurij
Аналитики, что тут скажешь :-)

@Dzhus
Спасибо. Не обратил внимания, уже исправлено.

31.03.2011, 5:16   bearw08 комментирует...

Спасибо, отличный плеер, давно только им и пользуюсь на Линуксе

07.04.2011, 22:27   Dr.X комментирует...

спасибо за плеер!

09.05.2011, 8:22   Turock комментирует...

Это достойная замена амарок, в кубунту.
Личная благодарность создателю!

Буду надеяться, что ваш проект будет процветать и развиваться.
Но есть один совет, подумайте над названием.
От этого много зависит.

11.05.2011, 20:07   Анонимный комментирует...

Классный плеер, и название классное
Дохлый для всякого хлама

09.10.2011, 21:02   Анонимный комментирует...

Плеер отличный, даже не знаю, чего бы без него пользовал, т.к. под Win только Foobar несколько лет.
Вы мне скажите, чего за беда приключилась в последней версии? Собираю под FreeBSD, пишет:
album art loader plugin(not work now)

В результате откатился на 0.4.4, т.к. без картинок уныло.
Кто знает автора, передайте ему вопрос, потому как непонятны его координаты.

09.10.2011, 23:37   Dr.AKULAvich комментирует...

@Анонимный
> Кто знает автора, передайте ему вопрос, потому как непонятны его координаты.
У проекта есть bug tracking, а на странице About доступна контактная информация. Плохо ищете.

Отправить комментарий