Каждый год в преддверии BlogDay хочется немного поразглагольствовать на тему блогов, читателей и писателей.
Социальные сети перетягивают одеяло общественного внимания на себя, но я искренне верю, что ценность online журнала на порядок выше. И вот почему: когда вы публикуете материал на площадке наподобие Facebook или Google+, вы ограничиваетесь аудиторией этих сервисов. «Человек с улицы» не сможет отреагировать на ваши высказывания. Пускай Facebook преодолеет рубеж в миллиард пользователей, факт остаётся фактом — социальные сети останутся своего рода инкубатором.
Блог, напротив, менее подвержен изоляции. Каждый пользователь интернета может случайно забрести в гости. Поиск информации часто выбрасывает меня на страницы незнакомых блогов и ни разу — на сообщение в социальной сети. Автор блога в праве разрешить анонимные комментарии, что совершенно не невозможно представить в социальном инкубаторе, где у вас нет никаких полномочий. Проводя аналогии, блоги видятся мне своеобразными open source проектами, а социальные сети — сервисами по подписке a la Evernote.
Безусловно, требования к заметке в блоге выше и жестче, чем у статуса в контакте. Если друзья простят вам пробелы в орфографии, то недовольные граммар-наци не преминут уколоть комментарием «бездарнава афтара». Но внимание радеющих за чистоту великого и могучего ещё надо заслужить. И здесь мы плавно приближаемся к новому отличию. В социальной сети вы делитесь тем, что нравится вам. В блоге появляется дополнительный критерий: материал должен заинтересовать не только вас, но и аудиторию. В противном случае, кроме вас, его никто не оценит.
Аудиторию блога необходимо понимать как совокупность людей со схожими интересами. Если вы фанат Жюля Верна и пишите рассказы по мотивам его произведений, ваша аудитория — фанаты Жюля Верна. То есть автор по сути является частным случаем примером собственной аудитории. Ключевое слово «частным», поэтому не забывайте о цензуре перед публикацией статьи. Чем дольше вы ведёте блог, тем проще формулировать мысли «на бумаге», отсеивать неподходящие заметки и ориентироваться во вкусах аудитории. Немаловажным результатом и итогом накопленного опыта будет развитие чувства внутренней объективности к самому себе и своим опусам. Критика в комментариях дорогого стоит. Вы научитесь предсказывать реакцию читателей ещё до написания статьи. Возникнет фильтр идей: вот любопытная, а вон ту лучше отбросить.
Многие считают, что для блоговедения важно обладать качествами писателя: чистым слогом, умением выстроить композицию статьи... Будьте проще, как завещал Лев Николаевич. По-моему, главная задача блогера не столько рассказать и описать, а поделиться с читателями чем-то любопытным, увлекательным. Блогером-популяризатором стать намного проще, чем блогером-писателем. Пример из собственной практики. После прочтения книги о Фейнмане загорелся написать об этом в «Краплёную колоду». Чтобы подстегнуть читателей к ознакомлению с произведением, выбрал несколько полюбившихся отрывков из книги и написал кратенькое вступление. Пост очень тепло приняли, чаще обычного делились записью в Google Reader и благодарили за рекомендацию. Вложения в виде моего словотворчества минимальны, а эффект колоссальный.
Есть ещё одна история, когда в обличье блогера-популяризатора удалось добиться локального резонанса. Пожаловался как-то в Buzz'е на escape-последовательность, в которую превращаются кириллические ссылки после копирования из адресной строки
Chrome
. Проценты, буквы-цифры — понять, что скрывается за URL'ом не получится. Кто часто забредает на просторы русскоязычной википедии, догадывается, о чём я толкую. Так вот, написал «ребята, выручайте», присоединяйтесь к багу, находящемуся без отклика разработчиков. Хороший человек передал эстафету дальше: отправил ссылку в тематический блог о Google Chrome
. Спустя несколько часов десяток подписчиков сменился полуторатысячной командой. Уговорить разработчиков решить проблему не получилось, зато они обратили внимание на претензию и объяснили, почему отказываются чинить.Снова получается пост без чёткого и ясного изложения. Не получается у меня развёрнуто раскрывать тему. Если в двух словах, посыл простой: пробуйте писать. Сообщайте об интересных находках, делитесь мнением. Создавайте своё, собственное. Желаю миллионных тиражей и добрых отзывов!
P. S. Меркантильная волна нахлынула. Взыграло честолюбие. Пару недель назад добавил на шапку блога социальные кнопки, а их никто не нажимает :-( Отреагируйте, если считаете нужным. Мне будет приятно.
19 комментариев: ответить
Привет, Акулович. Теперь я к тебе. Мы с тобой вообще как Дуся и Маруся - друг к дружке ходим :-)
Социальные сети перетягивают одеяло общественного внимания на себя, но я искренне верю, что ценность online журнала на порядок выше
Это ты знатно набросил повидла на вентилятор :-) Редко но метко. Меня б за такое сожрали...
недовольные граммар-наци не преминут уколоть комментарием
И правильно сделают. На самом деле, не получается дополировать пост до зеркального блеска самому, нужны глаза со стороны. А Анонимуса просить кинуть тухлый помидор не надо, он завсегда тухлыми корнеплодами поделится :-)
Вы научитесь предсказывать реакцию читателей ещё до написания статьи.
Ну не знаю... Я так и не научился. Многие посты сначала пишешь в состоянии угара и самому весело. Потом думаешь - ведь сожрут же, а... :-) Так у меня с постом про дистрибутивы вышло: думал, ну ведь безделица. А в итоге загремел на опеннет :-)
Снова получается пост без чёткого и ясного изложения.
Нам такой хоккей не нужен (С), этого добра на опеннете навалом: "ну эта там ядро конпеляйте с патчем blablabla, и всё придёт". На блогах хочется больше подобностей.
Не получается у меня развёрнуто раскрывать тему.
Всё у тебя получается, Акулович, ты просто стесняешься. Помнишь историю с cineiform? Козырная ж тема, все тузы в твоей краплёной колоде. Ан нет, засмущался и убежал. :-) Что-то мне подсказывает, что тебе просто лень раскладывать долгий пасьянс. Не потому, что не умеешь (а ты умеешь), а просто лень. Не в укор, просто наблюдения. Вон и брат-Минору туда же - писать умеет, каналья, но ленится. А я на баяне за всех и отдуваюсь :-)
У тебя почему то при нажатии на кнопку тви передается только урл статьи, а все остальное куда-то подевается. То есть кнопки то ты разместил, но было бы хорошо, если бы они и работали правильно.
Да и еще, зачем ты все кнопки разнес по всей странице? Почему гугл+ наверху, а тви внизу?
Если размещать, то все в одном месте, чтобы удобно было.
По статье, я придерживаюсь такого же мнения. Социальные сервисы - это нечто типа личных блогов, куда обычно пишут все что наболело. А блоги/сайты - большей частью тематические, где стараются придерживаться какой-то одной теме. Отсюда и ответственность разная и подходы.
@virens
> Мы с тобой вообще как Дуся и Маруся - друг к дружке ходим
И не говори. Как в одном советском фильме: «Дружат они между собой... на почве волейбола» :-)
> Это ты знатно набросил повидла на вентилятор :-) Редко но метко. Меня б за такое сожрали...
Оттачиваю мастерство провокации. Заметил, что в социальной сети желание потреблять контент намного выше желания создавать оный. Не располагает к творчеству, скажем так. А творчество человеку необходимо, отдушина должна быть.
> А в итоге загремел на опеннет :-)
И вовсе не безделица. Абы что на опеннет не просачивается.
> Что-то мне подсказывает, что тебе просто лень раскладывать долгий пасьянс. Не потому, что не умеешь (а ты умеешь), а просто лень.
Спасибо за высокую оценку и фидбэки. Порой единственный комментарий к заметке оставляет virens. Спасибо, что не проходишь мимо :-)
Миша, тебе пора брать деньги за передаваемую мотивацию.
«Теперь позвольте пару слов без протокола...» Что греха таить, лень-матушка часто верховодит. Но в этом примере она сыграла не первую роль. У меня банально угас интерес к теме. Очень тяжело писать без интереса к предмету, творчество превращается в депрессивные попытку выжать текст. Если помнишь, у меня тогда в «Краплёной колоде» больше месяца обновлений не было. Мои жалкие попытки выжать пост про cuneiform отбили всякое желание писать в блог. Поэтому я и принял решение отказаться от затеи.
@Juev
> То есть кнопки то ты разместил, но было бы хорошо, если бы они и работали правильно.
Спасибо, что обратил внимание. На досуге постараюсь починить.
> Да и еще, зачем ты все кнопки разнес по всей странице?
Под постом расположил кнопки фейсбука и твиттера для социального пиара статьи, а сверху — для пиара главной страницы.
@Dr.AKULAvich
> Под постом расположил кнопки фейсбука и твиттера для социального пиара статьи, а сверху — для пиара главной страницы.
С социальными кнопками всё понятно: прочёл статью и тут же добавил к себе. Но что такого на самом верху страницы, чтобы обращать на себя внимание? Может новичок на них внимание и обратит, но он ничего о блоге не знает, чтобы пиарить. А постоянные читатели сразу к посту перейдут.
Контент блога может прочесть и прокомментировать любой, но итога два: большая ответственность или наоборот.
> Но что такого на самом верху страницы, чтобы обращать на себя внимание?
Header, конечно, не представляет художественной ценности. Эти кнопки больше для постоянных читателей, которым нравится блог. Одним кликом они могут сказать друзьям-приятелям, мол, посмотрите этот сайт, там есть интересные записки.
> итога два: большая ответственность или наоборот
По ссылке пример из оперы «молодо-зелено». Все с чего-то начинают. А ответственности больше, согласен. Такова цена внимания.
@Dr.AKULAvich
Одним кликом они могут сказать друзьям-приятелям, мол, посмотрите этот сайт, там есть интересные записки.
Это всё здорово. Но я честно признаюсь, что узнал о тех кнопках только после прочтения поста. Субъективно, человек не видит всей страницы, а только то, что интересно. Потому они напрочь выпадают из поля зрения.
P.S. Хочется RSS-ленты комментариев.
> Хочется RSS-ленты комментариев.
Для поста или для всего блога? Добавил стандартный виджет с лентами постов и комментариев в sidebar.
@Dr.AKULAvich
Для поста или для всего блога?
Для блога лучше: плодить новые ленты после каждого поста неудобно, через общую ленту комментариев можно выйти на интересную дискуссию или пост (досконально весь блог мало кто читает).
Добавил ссылку в шапку с названием «РСС комментариев». Спасибо за рекомендацию.
За одно починил кнопку твиттера (кроме ссылки копирует title страницы) и заменил вставки социальных кнопок с iframe на js.
@Dr.AKULAvich
Добавил ссылку в шапку с названием «РСС комментариев»
Спасибо:) Не знаешь случаем, почему лента html-теги в комментариях показывает? У virens'а подобного не припомню.
Заинтригованный кинулся проверять, что не так с лентой. У Миши в фиде комментариев отсутствует тело сообщения, только тема. В качестве темы устанавливается первая строка комментария и если в ней присутствует html-разметка, она будет видна.
У меня тело сообщения не вырезано, а тема формируется аналогичным образом. Движки-то одинаковые.
Гм, а вот для моёго комментария у Миши в ленте тегов нет, но там первая строка полужирным выделена.
Рискну предположить, что в роли агрегатора эксплуатируется Google Reader. Так выглядят последние сообщения в моей ленте. Видно, что твой комментарий отображается с href и прочей атрибутикой, а третий по счёту без тегов, хотя там bold и italic. Такое поведение у GReader'а. Других причин не вижу.
Использую Akregator, вот сравнение лент комментариев у Миши и у тебя.
А я всё думаю, отчего я икаю - меня тут активно вспоминают, оказывается :-)
Насчёт лент: у меня по какой-то причине стояла галка Comments Feed: SHORT. Странно. Поправил на FULL - оно так даже удобнее. Но в общем, как говорит фидбёрнер, её читают только двое. Тем не менее.
Для ленты комментариев я использую фидбёрнер, хотя в коде был найден досадный баг: ссылка вела на оригинальную ленту, а не на фидбёрнеровскую. Баг поправлен.
Кстати, авторам дискуссии дополнительное спасибо за то, что пнули автора (хотя, быть может, не осознанно) на то, чтобы оный автор таки привёл в порядок страницу с лентами.
Да, Акулович, пользуясь случаем, выношу пару забойных инноваций:
1) снести нафиг "Последние записи" - у тебя они числом совпадают с отображаемыми на главной странице. Только рендеринг тормозят.
2) ссылки на ленты я бы из топ-бара убрал и поместил в сайдбар, прилепил бы им иконки.
3) виджет "О себе" я бы перенёс в страницу "О сайте" - а то ты отдельно, а сайт отдельно.
4) теги ты не менял уже сто лет в обед: у тебя тег Линукс на всех постах. Надо того, диверсифицировать. Тег "ниочём" снести - это ж не фейсбук, не к ночи будь помянут...
Вопрос заядлому вебдванольщику: а как ты забубенил ссылку на мобильную версию в топ-бар (где страницы)? Мне даёт только страницы сделать (в смысле новые), но не ссылку.
Welcome back, virens :-)
> 1) снести нафиг "Последние записи" - у тебя они числом совпадают с отображаемыми на главной странице. Только рендеринг тормозят.
Дело не в количестве. Использую виджет blogger'а со статическими ссылками, поэтому на скорости загрузки это сказывается минимально. А задумка вот какая: приходит с поисковика человек и читает что-нибудь поросшее мхом. Если ему чтиво понравилось/пригодилось, он посмотрит свежие записи и перейдёт к ним в один клик.
> 2) ссылки на ленты я бы из топ-бара убрал и поместил в сайдбар, прилепил бы им иконки.
У меня так и было. В данный момент экспериментирую без ярких иконок.
> 3) виджет "О себе" я бы перенёс в страницу "О сайте" - а то ты отдельно, а сайт отдельно.
О це крутая инновация. Сделаю, логично. Спасибо за рацио, не задумывался об упрощении.
> 4) теги ты не менял уже сто лет в обед: у тебя тег Линукс на всех постах.
Почти на всех :-) Дык о нём, родимом, и пишу в основном. Замечание справедливое, давно теги не правил. Текущая ситуация — пережиток старины, первого года блоговедения.
> а как ты забубенил ссылку на мобильную версию в топ-бар (где страницы)?
Такой шаблон попался. По сути аналогичный упоминаемому раньше виджет со статическими ссылками. Могу любую текстовую ссылку забубенить :-)
Лучше своего блога ничего не найти. В соцсетях и блогоплатформах ты просто даришь контент, работаешь на популярность сервиса. Тебя могут закрыть, аккаунт удалить, пароль увести.. А в своем блоге ты хозяин, автор. Полноценный владелец всего чего понаписывал вместе с самим блогом и доменным именем :)
интересная статейка) смелая)
@Renar
Истинно так и есть :-) Поэтому независимым и свободолюбивым нужно продолжать гнуть свою линию, а не распыляться на тысячу сервисов.
@Анонимный
> интересная статейка) смелая)
Это ещё один плюс в пользу блогов — возможность писать что угодно, не опасаясь за «карму» и прочие социальные показатели. Хозяин — барин.